Лошадь на «верёвочке» — история Проспекта Космонавтов
Глядя на неиссякаемый поток струящихся по Проспекту Космонавтов машин, сложно представить себе на месте домов густой нетронутый лес с петляющей грязной тропой на месте дороги.
Но именно так всё когда-то и было. Истоки современного Проспекта Космонавтов можно усмотреть еще в 1724 году — тогда нескольким крестьянам Мурзинской Слободы конторой земских и судебных дел было выдано разрешение поселиться близ дороги над речкой Большой Мостовой, но с условием «содержания проезжающих всякого чина людей…и для ямской гоньбы». С этого начался Верхотурский Тракт, когда-то важная транспортная артерия Урала, пришедшая, правда, в упадок уже в конце XIX в. ввиду весьма банальной причины: прекратили выделять средства на ремонт.
(Екатеринбург и окрестности в конце XIX – начале XX вв. Источник – портал «etomesto.ru»)
Остатки Тракта – с крестами на обочинах, да и вообще с репутацией мрачного места – и застали первые строители Уралмаша. Но дорога, связывающая город со строящимся заводом, была нужна как воздух. Поэтому в 1928 году от нынешнего трамвайного кольца на Площади Первой Пятилетки до Верхотурского тракта была срублена просека – «верёвочка».
Известный советский журналист Евгений Кригер писал в 1933 году:
«“Верёвочка” заменяла собой шоссе от Свердловска до места, где строили цех. “Верёвочка” начиналась простой пегой лошадью. Лошадь протаптывала сугробы и, чтобы умять их, тащила за собой санки. За санями шли гуськом люди — землекопы, каменщики, арматурщики, инженеры, мотористы, секретарши и бухгалтеры, строившие цех.
…К вечеру лошадь с санями поворачивалась в обратную сторону, и опять те же люди чёрным пунктиром плелись назад: спать, жить, есть, населять город.
Это явление, объяснявшееся тем, что возле цеха не было жизни, а в поле стояли сугробы, и было прозвано “верёвочкой”».
(Фотография – портал «1723.ru»)
Что-то относительно уже напоминающее современную дорогу строили 11 месяцев, строили трудно, вручную — даже щебёнку дробили местные деревенские бабы. И всё это время работы над заводом проводились практически без применения техники, на истинно лошадиной силе.
(Фотография – портал «1723.ru»)
В 1929-ом по этой новой дороге пустили автобусы, в 31-ом – трамвай; заасфальтировали участок от современных Челюскинцев до Машинстроителей, который назвали «Шоссе УЗТМ».
(Фотография – «Неизвестный Уралмаш» С. Агеева и Ю. Бриля)
Ещё один участок проложенной дороги, идущий в сторону Пышминского медеэлектролитного завода («Уралэлектромедь»), назвали Пышминским трактом. Потом был третий, в сороковых годах – его назвали улицей Манежной. И только несколько десятилетий спустя, уже в 60-х, получившийся результат наконец объединили в нынешний проспект Космонавтов – от ул. Вокзальной до Бакинских Комиссаров.
Но Проспект, как несложно догадаться, далеко не сразу обрел хоть сколько-нибудь привычный нам сегодня вид. Застройка уралмашевской части Проспекта панельными домами началась только в 60-х, хотя и до того были попытки «облагораживания». В начале 50-х, например, планировалось на пересечении «шоссе УЗТМ» и улицы Баумана построить полноценную площадь, с колонной Победы в качестве центра композиции. Но, как вы, наверное, догадались — не вышло, и проект был воплощен в жизнь лишь частично.
(Зарисовка проекта площади на пересечении шоссе УЗТМ и улицы Баумана с колонной Победы, П. Д. Деминцев. Источник — портал «1723.ru»)
Если уралмашевская часть Проспекта обрела условно-современный вид в 60-е, то жилая застройка Эльмаша началась позднее, набирая обороты только к середине-концу 80-х – и активно продолжаясь до сих пор. Даже такое, казалось бы, всегда стоявшее там здание Педагогического Института было возведено только в 1985-м. Так что нельзя сказать, что район уже окончательно обрёл свой вид.
А вот — современный вид Проспекта.
(Фотография — блог Life-List.ru)
Он уже, признаться, не очень похож на «веревочку» одинокой просеки, он — странная и по-своему уникальная смесь советской архитектуры разных эпох, следов 90-х и современных веяний. Но начиналось все с одинокой кобылы, мужицкого окрика и бесконечного леса вокруг.
В ближайшие годы развитие Проспекта, как и всего района продолжится. Благодаря принятым законам о комплексном развитии территории, обновление района будет продолжаться и дальше.
Еще новости
«АЛЬЯНС ТОС ЕКАТЕРИНБУРГ» — ЗА БЛАГОУСТРОЙСТВО ПАРКА ЧКАЛОВА!
«Альянс ТОС Екатеринбург» призывает горожан поддержать в голосовании проект благоустройства парка им. Чкалова (ул. Патриса Лумумбы, Чкаловский район Екатеринбурга) Администрация…
«Атмосфера» города-сада: парковка на площади 1905 года на две недели превратилась в сквер
(Парковка перед зданием администрации. Источник — www.obltv.ru) В рамках празднования дня города в Екатеринбурге начался фестиваль «Атмосфера», который продлится с…
«Альянс» принял участие в мероприятии, посвященном Дню Победы
76 лет назад закончилась Великая Отечественная война, в которой миллионы наших сограждан отдали свои жизни за Родину и будущее страны….