image
24.09.2021

В начале 30-х многие вещи считались пережитками, кои должно сметать бурлящим потоком прогрессивной современности. Шторы? Мещанство. Скатерть? Мещанство. Личный сервиз? Мерзость какая, мещанство! Мещанством же идеологами загоризонтной дали коммунистического будущего считалась и личная кухня. Готовка была признана наследием старого мира, отвлекавшим советскую женщину от трудового подвига, и борьба с этим явлением велась по-революционному — «бомбами, брошенными в быт».

(Плакат 30-х годов. Источник — commons.wikimedia.org)

«Бомбами» были фабрики-кухни – что-то вроде масштабных индустриализированных столовых, рассчитанных на удовлетворение потребностей огромного количества людей (до 100 000 человек!) в пище. Практически забытые сейчас, фабрики-кухни то и дело мелькали в газетах 20-х и 30-х вестями об освоении «горячих» кухонных цехов, закупках новых, в разы вместительнее котлов, сводками о постоянно растущем количестве выпускаемых обедов в день.

Гигантской фабрикой-кухней и должен был стать «старый ДК» УЗТМ (сейчас – ЦК «Орджоникидзевский»). В соответствии с духом времени замахивались сразу на целый комплекс, но строить приходилось по частям. В 1932 г. закончили первую — производственный корпус по проекту В. Парамонова и Б. Шефлера. На первом этаже располагалась столовая (по воспоминаниям питавшихся – вполне неплохая), за ней, в примыкающем здании — «горячий цех». Цех, как и положено цеху идущих в будущее людей, был громаден, с рядами паровых котлов, со своей сложной системой вентиляции, с «мясным» и «рыбным» отделами.

(часть горячего цеха фабрики-кухни УЗТМ. Источник — biblio28.ru)

(производственный корпус фабрики-кузни УЗТМ, 1932. Источник – государственный архив Свердловской области)

Вторую часть фабрично-кухонного комплекса — «торговый» корпус», тот, что выходит фасадом на Бульвар Культуры — начали строить в 1933 г. Проектировал вновь Б. Шефлер. Новая часть фабрики-кухни планировалась чем-то напоминающим современный торговый центр: на втором этаже находились непосредственно обеденные залы, включая детский и диетический, а вот на первом этаже должен был располагался не только закусочная на 200 мест, но и парикмахерская, магазин, читальный зал, даже кабинет врача. Плоская крыша здания тоже не случайность – практически все построенные фабрики-кухни использовали крышу для летнего кафе. В этом кафе, говорят, предлагали «интересный» какао – на воде, без сахара, зато бесплатно. Торговый корпус связали с производственным надземным и несколькими подземными переходами (по подземным должны были пустить электрокары, доставляющие еду в столовые залы).

(Торговый корпус фабрики-кухни УЗТМ, 1935. Источник — biblio28.ru)

Но еще до открытия второго корпуса в 1935 г. идея фабрики-кухни потеряла значительную долю своей актуальности. Заводские цеха обзавелись своими столовыми, да и от домашних кухонь идеологически несознательные массы отказываться не спешили. При этом в соцгороде существовала острая нехватка «мест культурного назначения». Уже собирались было строить новый дворец культуры, даже подготовили проект, но финансирования не нашлось. Решили использовать имеющееся пространство, и торговый корпус фабрики-кухни вновь укутали в строительные леса.

(Выступление хора стариков и старушек в бараках. 1937 г., газета «За тяжелое машиностроение». Источник — ekburg.tv)

Проект реконструкции составляли В. Оранский (будущий главный архитектор Екатеринбурга) и неизменный Б. Шефлер. Сданный в 1937 году, клуб ДИТР (Дом Инженерно-Технических Работников) уже мало напоминал прежнюю фабрику-кухню будущего. Изменилась внутренняя отделка, сменившая немногословность конструктивизма на сталинский ампир. Бывший «горячий цех» трансформировался в кинозал – кухни перевели целиком в производственный корпус. Были выделены помещения для клубов, включая детский клуб, танцевальный зал, читальный зал дорос до полноценной библиотеки. Обосновался в ДИТР и клуб жен инженерно-технического персонала, занимавшийся, помимо прочего, осуществлением «народного контроля» — члены клуба брали на контроль качество еды в столовых, условия в садиках и яслях; своим клубом обзавелись и иностранные специалисты, проживающие в Дворянском Гнезде.

Вскоре клуб ДИТР был передан в пользование всей массе трудящихся, и фабрика-кухня стала «дворцом культуры имени Сталина». Название сохранилось вплоть до развенчания культа личности «отца народов» в 1956 году, после чего дворец превратился просто в «ДК УЗТМ».

(на ступенях Дворца культуры имени Сталина, 1955. Источник — https://twitter.com/NDovolnaya)

«Дворец» довольно быстро стал центром культурной жизни района. В его кинозале, том самом бывшем «горячем цеху», даже принимали коллективы иностранных театров, вручали медаль миллионного жителя. В 1967 г. часть помещений бывшего торгового корпуса была отдана под музей истории УЗТМ, причем тот получил свой отдельный вход. После открытия нового ДК на Фестивальной 12 в 80-х, «старый» отводят под Дом культуры и техники «Юность», потом — дом творчества школьников. В это время ведет свою деятельность тепло вспоминаемый многими уралмашевцами Генрих Львович Риас, организовавший группу развития детей, которая постепенно превратилась в гуманитарный центр «Театр».

После развала Союза старый ДК переводится на баланс города и становится современным «ЦК Орджоникидзевский». Жизнь если не бурлит, то хотя бы теплится – продолжают работу клубы, кружки, музей; в начале 2000-х часть старого ДК переделывается под Центр Духовной культуры, получая на выходе, вероятно, один из первых городских храмовых объектов в стиле конструктивизма.

(Духовный центр имени Патриарха Алексия II, источник — svyatural.com. Фото Алексея Рычкова)

(ЦК «Орджоникидзевский в 2014 г. Источник – tass.ru)

В 2014 году «старый ДК» наконец-то признают памятником архитектуры. Туда переезжает Екатеринбургская академия современного искусства, начинающая медленные, но упорные попытки вернуть зданию хотя бы часть былого блеска. Этому решительно не помогает то, что еще с конца 2000-х бывший «горячий цех» то и дело горит – в 2008, 2013, и, в последний раз, в 2020.

Этот последний пожар, правда, по иронии оказался если не светом в конце тоннеля, то лампочкой ближе к его концу. В «ЦК Орджоникидзевский» на средства города был начат капитальный ремонт, план которого предполагает до мая 2022 замену водопровод, электрики, канализации, обновление воздуховодов. И, кажется, на этом дело не остановится.

(пожар в 2020 г. Источник – портал e1.ru, автор — Дмитрий Ларионов)

Даже по сравнению с остальными памятниками конструктивизма на Уралмаше «старый ДК», имеет крайне насыщенную на события судьбу. От фабрики-кухни до дворца Культуры, от дворца Культуры до (частично) храмового комплекса, от храмового комплекса до академии современного искусства – перерождаясь раз за разом, выходя из огня в прямом и переносном смысле, «ДК» не сдается. Не сдаются и неравнодушные к нему горожане. Очень хочется надеяться, подобная стойкость продолжит побеждать, и что ДК будет и дальше оставаться значимой частью уже современной культурной жизни Уралмаша.

Еще новости
image 02.07.2021

Подведены итоги работы Альянса ТОС за первое полугодие 2021 года

Под эгидой Альянса ТОС состоялось очередное собрание председателей ТОС, на котором были подведены итоги работы Альянса за первое полугодие. Несмотря…

image 30.06.2022

Альянс ТОС: школам — ремонт, футболистам — форму!

Успешную практику реализации инициативного бюджетирования продолжает Ресурсный центр «Альянс ТОС Екатеринбург». После успешного проведения трёх проектов инициативного бюджетирования в прошлом…

image 15.09.2022

АЛЬЯНС ТОС ЕКАТЕРИНБУРГ ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТУ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ДВОРА НА ПАРТСЪЕЗДА, 12

Состоялась встреча жителей домов двора на Партсъезда, 12 и близлежащих домов по Партсъезда и 40-летия Октября, попавшими благодаря поддержке Альянса…