image
01.10.2021

Фамилия «Рейшер» обычно если и известна уралмашевцу, то скорее по Белой Башне — хотя М. В. Рейшер приложил руку к созданию многих знаковых зданий города. Рейшер провел с Екатеринбургом больше 50 лет, что редкость для первых архитекторов Уралмашзавода. Без него город был бы совсем другим, и речь здесь не только об Уралмаше.

Родился Моисей Вениаминович в 1902 г. в Троицке. Закончил Сибирский Технологический институт, «обнаруживал склонность к проектированию общественных зданий», как и многие его сокурсники, увлекался идеями конструктивизма. На будущую главную стройку страны – УЗТМ — попал уже в 1927 г. С общественными зданиями, правда, сложилось не сразу – специалистов не хватало, тем более образованных инженеров-проектировщиков. Так товарищ Рейшер оказался в 25 лет ответственным за практически всю техническую документацию строящегося завода – от чугуно- и сталелитейных цехов до складских помещений, типа сушилок и складов.

— «Разрабатывать чертежи приходилось в кратчайшие сроки и выдавать их как блины – горячими. Работали напряженно, без бюрократического бумаготворчества, больше работали и меньше писали. Устное слово П.В. Оранского и И.И. Робачевского было законом. Все делалось в обстановке отсутствия нормативов» 

Из воспоминаний М. В. Рейшера, «Неизвестный Уралмаш» С. Агеева и Ю. Бриля

(М. В. Рейшер. Источник — theconstructivistproject.com)

(строительство кузнечного-прессового цеха УЗТМ. Источник — ekspravka.blogspot.com)

(УЗТМ, вид на стройку. Источник — ekspravka.blogspot.com)

Шанс раскрыться как архитектору Моисею Вениаминовичу представился в 1928, и шанс этот он не упустил – получившаяся в итоге Белая Башня известна не только уралмашевцам, но и по всей стране. Однако этому памятнику архитектуры уже была посвящена статья на нашем сайте.

(Белая Башня в начале 40-х. Источник – портал www.1723.ru)

После пуска завода с 1936 г. Рейшер работал в планировочных мастерских горисполкома под руководством главного архитектора С. Домбровского. 30-е годы ознаменовали сдвиг в советской архитектуре, взявшей уверенный курс на то, что принято называть «сталинским ампиром» или «большим стилем». Переход этот был постепенным – первое время в ясные геометрические формы конструктивизма разбавлялись в меру сил элементами арт-деко, однако уже к началу 40-х подобный пост-конструктивизм считался решительно недостаточным. Вот и выпало Моисею Вениаминовичу переделывать фасад гостиницы «Большой Урал».

Построенная в начале 30-х гостиница вполне оправдывала свое название – действительно «большая», она была призвана удовлетворить нужды стремительно растущего Свердловска. Но с идеологической несостоятельностью строения решительно надо было что-то делать, и по проекту Рейшера к ней срочно добавили скульптуры, барельефы и гипсовые чаши.

(строительство гостиницы «Большой Урал», 30-е годы. Источник – портал 1723.ru)

(фасад гостиницы «Большой Урал» во время реконструкции по проекту В. Рейшера. Источник — портал 1723.ru)

Помимо гостиницы, занимался Вениамин Моисеевич и жилыми домами. Каждый по-своему неповторим – смелость «Белой Башни» в них наложена на советский неоклассицизм. К списку узнаваемых работ Вениамина Моисеевича можно также добавить и здание 23-ей городской больницы; многие из работ М. В. Рейшера сейчас имеют статус памятников архитектуры регионального значения.

(«жилой дом с центральноосевой композицией фасада в стилевых формах советского «неоклассицизма» по проекту М. В. Рейшера, Физкультурников 30, фотография начала 50-х. Памятник архитектуры регионального значения. Источник – портал 1723.ru)

(«Жилой дом в стилевых формах «неоклассицизма» с элементами барочности» по проекту М. В. Рейшера, Малышева 23, фотография конца 50-х. Памятник архитектуры регионального значения.  Источник — goskatalog.ru)

(«Образец комплекса жилых домов с магазинами на первом этаже в стилевых формах поздней советской «неоклассики», включающей барочные элементы» по проекту М. В. Рейшера, Верх-Исетский бульвар, 18. Фотография середина 50-х годов. Источник — https://twitter.com/NDovolnaya)

(Центральная городская клиническая больница №23, середина 50-х. Источник — goskatalog.ru)

Перу и силе воли В. М. Рейшера принадлежит еще один символ города – по крайней мере частично. Речь идет здании горсовета (современного здания городской администрации).

В послевоенные годы советская архитектура взяла размах, долженствующий стране-победителю, и шпили «ампира» потянулись все выше, все торжественнее. В случае с домом горсовета – в прямом смысле. Первоначально для реконструкции был принят проект реконструкции Георгия Александровича Голубева, однако по фотографиям несложно заметить, что результату не хватает привычных «курантов». Их добавили позднее, уже после смерти Голубева – по проекту Рейшера, причем затея эта оказалась неожиданно рискованной.

Дело в том, что в конце 1953/начале 1954 гг., как раз тогда, когда работы над шпилем и башенкой здания администрации подходили к концу, пост председателя ЦК занял Н.С. Хрущев. Никита Сергеевич никогда не стеснялся продвигать свои идеи об эстетике – естественно, командными методами. И хотя до постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» оставался еще год, довольно популярна то ли байка, то ли факт, что Хрущеву де необычайно не понравился результат работы Рейшера. Вплоть до истерики. Тем не менее, несмотря на давление сверху, работа была доведена до конца, подарив городу не только собственные «куранты», но и одно из признанно лучших произведений «сталинского ампира».

(старое здание горсовета, 1937-1939 год. Источник — facebook.com, Сергей Кононыхин)

(Горсовет в начале 50-х. Источник — facebook.com, Сергей Кононыхин, фото из домашнего архива К. Нехаева)

(Горсовет в середине 60-х. Источник — tramekb.ru)

(Здание городской администрации сейчас. Источник — Екатеринбург.рф)

М. В. Рейшер ушел из жизни 5 сентября 1980 г. Из всех строителей Уралмаша, его вклад в узнаваемость города, в культурную копилку Урала, является, пожалуй, одних из самых заметных — в прямом и переносном смысле. И хочется надеяться, что наследию Моисея Вениаминовича будет уделяться должное внимание, во всей заслуженной полноте.

Еще новости
image 19.04.2023

АЛЬЯНС ТОС ПОУЧАСТВОВАЛ В СУББОТНИКЕ ВО ДВОРАХ НА ОРДЖОНИКИДЗЕ, 11

Череда субботников в этом году началась раньше из-за теплой весны на Урале. Волонтёры Альянса ТОС совместно с жителями Орджоникидзе, 11…

image 19.10.2022

ДОБИВАЕМСЯ ПОБЕДЫ ДЛЯ ЦК «ОРДЖОНИКИДЗЕВСКИЙ» В КОНКУРСЕ ИНИЦИАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ

Совместно с Центром культуры «Орджоникидзевский» продолжаем борьбу за победу в конкурсе инициативных проектов на площадке «Активный Екатеринбург». Напомню, если победим…

image 05.05.2021

История появления «Дворянского гнезда»

Дворянское гнездо — топоним, придуманный жителями Уралмаша. Он объединяет один квартал застройки соцгорода. Здесь жили руководители завода, иностранные специалисты, ответственные инженеры —…