«Клином красным бей кухни!» – удивительная и странная история «старого ДК» УЗТМ
В начале 30-х многие вещи считались пережитками, кои должно сметать бурлящим потоком прогрессивной современности. Шторы? Мещанство. Скатерть? Мещанство. Личный сервиз? Мерзость какая, мещанство! Мещанством же идеологами загоризонтной дали коммунистического будущего считалась и личная кухня. Готовка была признана наследием старого мира, отвлекавшим советскую женщину от трудового подвига, и борьба с этим явлением велась по-революционному — «бомбами, брошенными в быт».
(Плакат 30-х годов. Источник — commons.wikimedia.org)
«Бомбами» были фабрики-кухни – что-то вроде масштабных индустриализированных столовых, рассчитанных на удовлетворение потребностей огромного количества людей (до 100 000 человек!) в пище. Практически забытые сейчас, фабрики-кухни то и дело мелькали в газетах 20-х и 30-х вестями об освоении «горячих» кухонных цехов, закупках новых, в разы вместительнее котлов, сводками о постоянно растущем количестве выпускаемых обедов в день.
Гигантской фабрикой-кухней и должен был стать «старый ДК» УЗТМ (сейчас – ЦК «Орджоникидзевский»). В соответствии с духом времени замахивались сразу на целый комплекс, но строить приходилось по частям. В 1932 г. закончили первую — производственный корпус по проекту В. Парамонова и Б. Шефлера. На первом этаже располагалась столовая (по воспоминаниям питавшихся – вполне неплохая), за ней, в примыкающем здании — «горячий цех». Цех, как и положено цеху идущих в будущее людей, был громаден, с рядами паровых котлов, со своей сложной системой вентиляции, с «мясным» и «рыбным» отделами.
(часть горячего цеха фабрики-кухни УЗТМ. Источник — biblio28.ru)
(производственный корпус фабрики-кузни УЗТМ, 1932. Источник – государственный архив Свердловской области)
Вторую часть фабрично-кухонного комплекса — «торговый» корпус», тот, что выходит фасадом на Бульвар Культуры — начали строить в 1933 г. Проектировал вновь Б. Шефлер. Новая часть фабрики-кухни планировалась чем-то напоминающим современный торговый центр: на втором этаже находились непосредственно обеденные залы, включая детский и диетический, а вот на первом этаже должен был располагался не только закусочная на 200 мест, но и парикмахерская, магазин, читальный зал, даже кабинет врача. Плоская крыша здания тоже не случайность – практически все построенные фабрики-кухни использовали крышу для летнего кафе. В этом кафе, говорят, предлагали «интересный» какао – на воде, без сахара, зато бесплатно. Торговый корпус связали с производственным надземным и несколькими подземными переходами (по подземным должны были пустить электрокары, доставляющие еду в столовые залы).
(Торговый корпус фабрики-кухни УЗТМ, 1935. Источник — biblio28.ru)
Но еще до открытия второго корпуса в 1935 г. идея фабрики-кухни потеряла значительную долю своей актуальности. Заводские цеха обзавелись своими столовыми, да и от домашних кухонь идеологически несознательные массы отказываться не спешили. При этом в соцгороде существовала острая нехватка «мест культурного назначения». Уже собирались было строить новый дворец культуры, даже подготовили проект, но финансирования не нашлось. Решили использовать имеющееся пространство, и торговый корпус фабрики-кухни вновь укутали в строительные леса.
(Выступление хора стариков и старушек в бараках. 1937 г., газета «За тяжелое машиностроение». Источник — ekburg.tv)
Проект реконструкции составляли В. Оранский (будущий главный архитектор Екатеринбурга) и неизменный Б. Шефлер. Сданный в 1937 году, клуб ДИТР (Дом Инженерно-Технических Работников) уже мало напоминал прежнюю фабрику-кухню будущего. Изменилась внутренняя отделка, сменившая немногословность конструктивизма на сталинский ампир. Бывший «горячий цех» трансформировался в кинозал – кухни перевели целиком в производственный корпус. Были выделены помещения для клубов, включая детский клуб, танцевальный зал, читальный зал дорос до полноценной библиотеки. Обосновался в ДИТР и клуб жен инженерно-технического персонала, занимавшийся, помимо прочего, осуществлением «народного контроля» — члены клуба брали на контроль качество еды в столовых, условия в садиках и яслях; своим клубом обзавелись и иностранные специалисты, проживающие в Дворянском Гнезде.
Вскоре клуб ДИТР был передан в пользование всей массе трудящихся, и фабрика-кухня стала «дворцом культуры имени Сталина». Название сохранилось вплоть до развенчания культа личности «отца народов» в 1956 году, после чего дворец превратился просто в «ДК УЗТМ».
(на ступенях Дворца культуры имени Сталина, 1955. Источник — https://twitter.com/NDovolnaya)
«Дворец» довольно быстро стал центром культурной жизни района. В его кинозале, том самом бывшем «горячем цеху», даже принимали коллективы иностранных театров, вручали медаль миллионного жителя. В 1967 г. часть помещений бывшего торгового корпуса была отдана под музей истории УЗТМ, причем тот получил свой отдельный вход. После открытия нового ДК на Фестивальной 12 в 80-х, «старый» отводят под Дом культуры и техники «Юность», потом — дом творчества школьников. В это время ведет свою деятельность тепло вспоминаемый многими уралмашевцами Генрих Львович Риас, организовавший группу развития детей, которая постепенно превратилась в гуманитарный центр «Театр».
После развала Союза старый ДК переводится на баланс города и становится современным «ЦК Орджоникидзевский». Жизнь если не бурлит, то хотя бы теплится – продолжают работу клубы, кружки, музей; в начале 2000-х часть старого ДК переделывается под Центр Духовной культуры, получая на выходе, вероятно, один из первых городских храмовых объектов в стиле конструктивизма.
(Духовный центр имени Патриарха Алексия II, источник — svyatural.com. Фото Алексея Рычкова)
(ЦК «Орджоникидзевский в 2014 г. Источник – tass.ru)
В 2014 году «старый ДК» наконец-то признают памятником архитектуры. Туда переезжает Екатеринбургская академия современного искусства, начинающая медленные, но упорные попытки вернуть зданию хотя бы часть былого блеска. Этому решительно не помогает то, что еще с конца 2000-х бывший «горячий цех» то и дело горит – в 2008, 2013, и, в последний раз, в 2020.
Этот последний пожар, правда, по иронии оказался если не светом в конце тоннеля, то лампочкой ближе к его концу. В «ЦК Орджоникидзевский» на средства города был начат капитальный ремонт, план которого предполагает до мая 2022 замену водопровод, электрики, канализации, обновление воздуховодов. И, кажется, на этом дело не остановится.
(пожар в 2020 г. Источник – портал e1.ru, автор — Дмитрий Ларионов)
Даже по сравнению с остальными памятниками конструктивизма на Уралмаше «старый ДК», имеет крайне насыщенную на события судьбу. От фабрики-кухни до дворца Культуры, от дворца Культуры до (частично) храмового комплекса, от храмового комплекса до академии современного искусства – перерождаясь раз за разом, выходя из огня в прямом и переносном смысле, «ДК» не сдается. Не сдаются и неравнодушные к нему горожане. Очень хочется надеяться, подобная стойкость продолжит побеждать, и что ДК будет и дальше оставаться значимой частью уже современной культурной жизни Уралмаша.
Еще новости
У «АЛЬЯНСА ТОС» ПОЯВИЛСЯ СВОЙ ГОЛОС В ДУМЕ ВЕРХНЕЙ САЛДЫ
Ресурсный центр «Альянс ТОС» активно делится опытом с нашими единомышленниками в других городах Свердловской области. Немало неравнодушных жители различных городов…
Площадь Первой (и не только) Пятилетки – от первого трамвая до «супрематического креста»
Площадь Первой Пятилетки – место знаковое. Собравшая львиную долю уралмашевских памятников архитектуры, она такой же символ района, как трубы завода…
Администрация Орджоникидзевского района Екатеринбурга отметила лучших волонтёров кампании в поддержку Летнего парка
По итогам кампании в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» Администрацией Орджоникидзевского района были отмечены лучшие по результативности волонтёрские…